Сложный учебный материал
При изучении большого по объему и сложного учебного материала, неадаптированных источников знания в старших классах с помощью умения составлять развернутые тезисные планы вырабатывается прием тезирования, а затем и конспектирования. На основе умения вычерчивать и заполнять однолинейные логические схемы — цепочки относительно простых причинно-следственных связей формируется прием составления двух — и трехлинейных логических схем, обозначающих сложные переплетения причинно — следственных, в том числе закономерных связей между большим числом нередко противоречивых событий и явлений общественной жизни.
Важную роль в обучении истории выполняют письменно-графические приемы учения. Школьная практика показывает, что ученики успешно усваивают их в работе с учебником, другими печатно-словесными текстами и картой, в том числе контурной. Эти средства обучения позволяют многократно обращаться к одному и тому же учебному материалу, уточнять, исправлять сделанные записи и графические изображения и тем самым продвигаться доступным темпом по пути овладения необходимыми приемами учения.
Практическое применение письменных и графических приемов требует много учебного времени. Поэтому, когда ученики усваивают относительно несложные их виды, учитель обучает учеников умению выполнять некоторые входящие в них действия в более экономной устной, а затем и в свернутой умственной форме. Так, после овладения приемами составления картинного и смыслового исторических планов в письменной форме учитель побуждает учащихся составлять аналогичные планы, проговаривая их словесно про себя, позже —конструируя в уме.