Реконструктивная деятельность
При систематическом и планомерном использовании описанного опыта к 6—7-му классам основная масса учеников овладевает этими приемами. Они начинают работать более самостоятельно, меньше нуждаются в помощи учителя. На основе приемов у учащихся формируется целый комплекс познавательных умений, предусмотренных новой учебной программой.
Реконструктивная деятельность учащихся нередко связана с экскурсионной работой. Экскурсии стимулируют интерес учащихся к истории Родины, своего родного края, области и повышают качество исторического образования, нравственного и патриотического воспитания школьников. Обратимся к опыту.
Учительница И. Б. Гиндлин приобщает учащихся к экскурсионной работе с 5-го класса, занимается этим и в последующих классах. Опишем экскурсию к Московскому Кремлю, проводимую И. Б. Гиндлин в 7-м классе в связи с уроками «Русская культура XIV—XV вв.»; «Русская культура конца XV—XVI в.». Участвуя в экскурсии, ученики знакомятся с монументальными памятниками прошлого и последовательностью их осмотра. Такая работа помогает воспитывать чувство прекрасного и уважение к людям, создавшим замечательный памятник зодчества.
За несколько дней до экскурсии ученики получают задание прочитать очерк о средневековом Кремле в одной из научно-популярных книг. Начиная экскурсию, учительница подчеркивает, что при изучении монументальных сооружений очень важно выбрать удобное место, с которого можно хорошо рассмотреть памятник в целом. В данном случае это—Большой Каменный мост.
Находясь на мосту, учащиеся рассматривают вид современного Кремля и его окружения. Им открывается знакомая и по-новому всегда интересная картина.