Спартанское рабовладельческое государство
Так индуктивный путь работы над понятием «государство» дополняется дедуктивным. Это позволяет учителю на уроке «Спартанское рабовладельческое государство в VIII—VI веках до н. э.» перейти к поисковому варианту обучения.
На последующих уроках истории древнего мира и средних веков работа над понятием «государство» продолжается.
Таким образом, можно сделать вывод, что дедуктивное использование приема обобщающей характеристики возможно в работе со школьниками с 4-го по 10-й класс, но при условии, если учитель последовательно формирует у учащихся умение самостоятельно анализировать новые исторические факты.
В дедуктивном варианте обучения обобщающая характеристика, как и теоретические знания, сообщаемые ученикам с помощью других приемов преподавания, Сочетается с проблемным изложением нового фактического материала. Возникает вопрос: какое изложение можно считать проблемным?
По этому вопросу в педагогической литературе высказано немало различных, порой противоречивых суждений. Между тем ответить на него можно весьма кратко: проблемным является изложение исторических фактов и их связей без объяснения их сущности. Именно к такому ответу сводится следующее определение Н. Г. Дайри: «Изложение является проблемным, если всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем чтобы учащиеся сами нашли пути его решения…»