Учебные кинофильмы
Частично освобождают учителя от устного изложения лишь учебные кинофильмы и телепередачи, в которых эти функции выполняют дикторы. Отдавая приоритет зрительному материалу, дикторы пользуются преимущественно приемами краткого комментирования или пояснения и сжатого информативного сообщения того, что ученики видят на экране. Основная задача учителя при этом заключается в том, чтобы организовать и поддерживать восприятие и проверять результаты усвоения кинематографического или телевизионного учебного материала учениками. Но иногда он дополняет или комментирует дикторский текст. В отдельных случаях заменяет его своим изложением, рассчитанным на познавательные возможности класса.
В сочетании с остальными наглядными средствами Для воссоздания динамичных исторических образов учитель использует приемы образного и сюжетного повествования. Выбор их зависит от содержания исторических фактов и характера наглядных средств. Сюжетное повествование воссоздает главные исторические факты и их детали образно, ярко, эмоционально, подчас захватывающе. По форме оно приближается к художественному рассказу и нередко называется рассказом или сюжетным рассказом.
Сюжет может быть вымышленным, и тогда он передает типичные черты исторических событий или явлений, которые могли произойти или многократно происходили, повторялись в изучаемое время. Но чаще конфликт является реальным, воссоздает характерные признаки развития какого-то единичного события, которое имело место в изучаемый период истории.