Развитие земледелия
С появлением тяжелого колесного плуга на смену двуполью пришло трехполье. Пашню делили уже не на два, а на три поля: одно засевали осенью озимыми хлебами, другое весной яровыми, третье оставляли для отдыха под паром. При трехполье урожаи заметно увеличились».
Описание помогает ученикам понять причины развития земледелия в изучаемое время, роль труда людей — ремесленников и земледельцев — в этом процессе и важные перемены в жизни населения Западной Европы, связанные с развитием земледелия, отделением ремесла от земледелия и возникновением средневековых городов — центров ремесла и торговли.
Как видим, спектр использования приемов описания весьма широк. Но для воссоздания динамичных исторических образов исторических фактов они мало пригодны. Не очень годятся для этого и статичные наглядные средства.
На илучшими средствами наглядной передачи динамики исторического действия являются учебное кино и телевидение. Событийные кинофильмы, созданные для учебных целей на основе документальных, хроникальных и игровых художественных фильмов, воспроизводят исторические события и явления максимально приближенно к реальной действительности. Динамичный зрительный ряд, сопровождающие его речь диктора, естественные шумы и музыка создают эффект присутствия. Ученики словно воочию наблюдают развитие давно прошедших событий общественной жизни. И увиденное, прочувствованное прочно закрепляется в их памяти. Аналогичный эффект дают учебные телепередачи, созданные в форме телепьес или игровых сцен.
Фонд учебных кинофильмов и кинофрагментов по истории составляет в настоящее время свыше 140 названий.
Работа по их созданию продолжается, хотя и сопряжена с большими трудностями.
Немало создано и учебных телепередач. Не все они удовлетворяют школьных учителей. Работа над ними продолжается.