Урожайность полей
В беседе ученики отвечают, что отвальная вспашка почвы позволила земледельцам в качестве удобрения использовать навоз. В результате урожайность полей заметно повысилась. Теперь землевладельцы могли одну треть своего поля засевать яровыми, другую озимыми культурами, а третью оставлять под паром для отдыха. Удобряя почву и чередуя посевы разных культур, земледельцы при относительно хороших урожаях сохранили плодородие своих полей.
В беседе участвуют в меру своих сил все учащиеся. Слабые и часть средних по обучаемости учеников воспроизводят изложенное учителем, а сильные школьники отвечают на наиболее сложные вопросы. Коллективная работа, в которую каждый вносит свою посильную лепту, содействует достаточно полному усвоению фактического материала.
Педагогическое рисование как эффективный прием преподавания еще недавно широко использовался на уроках, учителями, прошедшими такую школу у московского учителя и методиста Д. Н. Никифорова. Сейчас этот прием нечасто встречается в школьной практике, но овладеть им может при желании каждый учитель.
В книгах Д. Н. Никифорова графически воссоздаются образы не только предметов, но и отдельных исторических событий. Научившись несложному педагогическому рисованию, учитель научит ему и своих учеников.
Овладев умением графически воссоздавать образы прошлого, учащиеся приобретут потребность видеть прошлое в образах, изучать и воссоздавать важнейшие исторические события и явления в наглядно-образной форме. Это повысит качество их исторических знаний, придаст знаниям конкретность и выразительность, разгрузит память от заучивания объемной словесной информации, поскольку несложные рисунки выполняют роль опорных сигналов.
Как видно из приведенных примеров, в теории и практике наглядного обучения истории в подростковых классах накоплен достаточный опыт формирования приемов изучения исторических фактов — их внешних и внутренних, существенных признаков. Все эти приемы, как правило, используются в сочетании с наглядными средствами, которые облегчают работу учащихся по усвоению содержания исторического материала и самих приемов.