Графические наглядные средства
Вспомогательный характер неглавных фактов определяет выбор учителем экономных приемов изложения. Ими являются: простое, или информативное, сообщение и конспективное повествование. В сочетании с этими приемами иногда используются графические наглядные средства — чаще всего карта, меловые и печатные схемы, графики, диаграммы, таблицы и пр.
Названные приемы и средства позволяют эффективно закреплять в памяти учеников необходимую часть неглавных фактов и помогают подчеркивать значение главного, с которым эти неглавные факты связаны.
Некоторые неглавные факты учитель опускает: при изложении по своему усмотрению ученики прочитают о них в учебнике.
Сжатое информативное сообщение представляет собой перечисление фактов, связанных с ними цифр, имен, названий. Оно обращено преимущественно к мышлению и смысловой памяти ука — щихся, поскольку содержит сведения, помогающие понять существенные стороны главных исторических фактов.
Рассказав в 9-м классе образно, эмоционально о расстреле питерских рабочих 9 января 1905 г. на Дворцовой площади, учитель замечает, что расстрел, подобно детонатору, вызвал в стране взрыв народного негодования. Затем приемом простого, информативного сообщения он называет, показывая на карте, факты, цифровые данные, характеризующие начальный период первой российской революции и роль Кровавого воскресенья в ее развитии.
«В январе 1905 г. массовые забастовки прошли в Москве, Риге, Варшаве, Тифлисе. Они сопровождались политическими демонстрациями в поддержку пролетариата столицы. В ряде городов произошли ожесточенные столкновения с полицией и войсками. В январе бастовало 440 тыс. только промышленных рабочих, т. е. больше, чем за все предшествующее десятилетие. Волна стачек прокатилась по всей стране. Вслед за русским пролетариатом в борьбу включился рабочий класс Украины, Белоруссии, Польши, Литвы, Азербайджана, Грузии, Средней Азии. В первые три месяца 1905 г. забастовки охватили более 800 тыс. человек. Стачечное движение рабочих поддерживало студенчество и демократическая интеллигенция — врачи, учителя».