Первая российская буржуазно-демократическая революция
Второй комплекс объединяет даты: 1907 г. и февраль 1917 г. Основанием для их объединения является объективная закономерность: первая российская буржуазно-демократическая революция, не разрешив стоявших перед ней задач, сделала необходимой вторую буржуазно-демократическую революцию, которая произошла в феврале 1917 г. В комплексе эта связь выражена не прямо, а через доказательство правильности политического предвидения большевиков, сформулированного логическим путем, на основе научного анализа исторической действительности.
Примеры различных хронологических комплексов можно найти в методике А. И. Стражева — автора этого приема. Одни из них отражают этапы развития длительных исторических явлений, например процесса закрепощения крестьян на Руси, и включают даты связанных с этим процессом классовых крестьянских выступлений. Другие объединяют однородные события, происходившие в разных странах в различное или в одно и то же время. Третьи подчеркивают одновременность исторических событий в разных странах.
Почти все перечисленные разновидности комплексов могут оформляться в виде хронологических и синхронистических таблиц, календарей исторических событий.
Прием заполнения хронологических таблиц является довольно распространенным. Им пользуются учителя, авторы учебников и методических пособий. Однако не всегда данные таблицы рассматриваются как хронологический комплекс. Усилия учителей нередко направляются на закрепление в памяти учащихся хронологических дат без достаточного осмысления связей, существующих между датируемыми фактами. В результате путем неоднократных повторений ученики запоминают даты механически, что неизбежно ведет к упомянутой «хронологической путанице».
В работе с хронологическими таблицами необходимо обязательно опираться на связи. Надо помогать ученикам запоминать хронологические даты параллельно и в единстве с осмысленным усвоением датируемых фактов и их связей.