Стереотипный план
Тогда ученикам дается задание с помощью краткого стереотипного плана проанализировать содержание параграфа учебника и конкретизировать содержание каждого его пункта соответствующими фактами.
Развернутый стереотипный план учащиеся составляют на уроке самостоятельно. Сравнивая его с прежним планом, они подчеркивают, что единичное событие, особенности которого отмечены в подпунктах развернутого плана, значительно богаче, чем общая схема крестьянских войн. Развернутый стереотипный план полнее, чем краткий, отражает общие закономерности крестьянских войн, поскольку в нем представлены не только общие, повторяющиеся, но и характерные для каждой крестьянской войны конкретные признаки.
На дом ученикам дается задание каждому сопоставить свой стереотипный план с планом, составленным учителем, и внести уточнения в свою работу.
На последующих уроках развернутый стереотипный план может применяться как своего рода учебная памятка, руководствуясь которой учащиеся самостоятельно воссоздают целостные картины крестьянских войн, дают характеристики их участникам, выражают свое личностное отношение к крестьянским войнам и их руководителям.
В статье Г. А. Прохорова описывает работу учащихся с дополнительными источниками знания на основе использования стереотипного плана. Так изучалась история крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева. Знакомясь с дополнительными источниками, каждый ученик самостоятельно составил развернутый стереотипный план. Один из них в уточненном варианте приведен на с. 54—55.
В учебнике крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева изложена достаточно полно. Читая затем учебник, учащиеся сравнивали свои стереотипные планы с его текстом. Это помогало им уточнить такие вопросы, как особенности крестьянской войны, причины поражения и ее историческое значение. С работой в целом ученики справились.