Датированные факты
Даты-одиночки, несмотря на упражнения, быстро забываются, особенно когда их накапливается много. Поэтому в средних и старших классах Под руководством учителя ученики составляют хронологические комплексы, которые связывают датированные факты в логические цепочки. Комплексы помогают ученикам восстанавливать в памяти все взаимосвязанные даты даже тогда, когда часть их оказывается забытой.
Но ценность комплексов заключается не только в этом. Они помогают ученикам осмысливать изучаемые исторические явления, Усваивать их причинно-следственные связи и закономерности, Содействуют научно правильному пониманию истории.
Календари событий, хронологические таблицы учащиеся заполняют на уроках постепенно, по мере изучения датированных фактов. Они систематически используют их и для повторения ранее изученного материала. Это создает необходимые условия для понимания периодизации исторического процесса.
Работа с синхронистическими таблицами приобретает важное значение на уроках по новой истории в 9-м классе, где во взаимосвязи изучаются события и явления из всеобщей и отечественной истории, а также на уроках в 10-м классе с одновременным изучением событий и явлений из истории нашей страны и зарубежных стран. Заполнение и последующее повторение синхронистических таблиц в этих случаях помогает ученикам понять общее и особенное в истории разных стран, усвоить закономерности их развития.
С хронологическими комплексами учащиеся работают преимущественно на уровне воспроизводящей деятельности, пользуясь теми же приемами, что и учитель. Иногда их воспроизводящая деятельность дополняется элементами перестройки изучаемого материала.