Перегрузка работой
Из-за большой перегрузки работой учителя часто не имеют времени, чтобы формулировать развернутые определения целей всех уроков. В поисках конкретной помощи они обращаются к курсовым пособиям. Однако там нужную помощь они находят не всегда.
Перелистаем курсовые методические пособия по истории, изданные за последние 5—10 лет. Прежде всего, мы не встретим там единого понимания сущности целей и одинакового подхода к их содержанию. В одних пособиях вместо полного объема целей кратко рассматриваются лишь образовательные задачи преподавания разделов и больших тем, реже — отдельных уроков истории; задачи воспитания и развития учащихся, как правило, не упоминаются. В других иногда затрагиваются некоторые воспитательные задачи. И лишь в пособии по новой истории наряду с образовательно-воспитательными задачами говорится о необходимости формирования познавательных умений у школьников.
Термин «цель» в общенаучном понимании обозначает «идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности». С этим в основном совпадает психологическое определение цели.
К сожалению, под эти определения не подходит ни одна трактовка целей, встречающаяся в курсовых пособиях. Тексты, которые лишь условно можно назвать целями, адресуются в них учителю, преподающему предмет, а не учителю и учащимся — главным субъектам процесса обучения. Как правило, не связываются они с мотивами и способами учебной деятельности учителя и учащихся. В них редко говорится, как реализовать цели в ходе преподавания и учения, превращая предвосхищаемые ре — зультаты обучения в реальные знания, взгляды, чувства и убеждения, познавательные умения учеников.
В методической литературе выделению и изучению главного в настоящее время уделяется все больше внимания. Советуем ознакомиться с двумя интересными книгами, написанными Н. Г. Дайри
При чтении книг важно обратить внимание на взаимосвязь целей обучения, главного в учебном материале, способов преподавания и учения. Этим связям уделяется много внимания и в данном пособии.