Деятельность учащихся
Наряду с творческо-поисковой деятельностью, при изучении темы «Россия в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую» учителя используют также преобразующую деятельность учащихся. Она отличается от творческо — поисковой тем, что учитель объясняет фактологическое содержание темы, а учащиеся прослеживают реализацию ленинского плана перерастания революции на объясненном материале.
В школьной практике при изучении этой темы встречается и сочетание двух рассмотренных уровней деятельности старшеклассников— преобразующей и творческо-поисковой. Оба варианта работы над темой дают более положительные результаты, чем изучение ее на уровне только воспроизводящей деятельности.
Дедуктивный принцип обучения с использованием преобразующей и творческо-поисковой деятельности учащихся в отдельных случаях впрямую рекомендован новой учебной программой. Это, в частности, касается темы 2 «Капиталистические страны в конце XIX — начале XX в.» в курсе всеобщей истории.
В начале изучения темы, рассчитанной на 15 уроков, учащиеся знакомятся в теоретическом плане с основными чертами развития капитализма в данный период, в том числе с основными признаками империализма. Затем в проблемно-тематическом плане они изучают экономическое развитие, политический строй и внутреннюю политику основных империалистических государств, знакомятся с фактами их международных отношений и внешней политики, с рабочим и социалистическим движением в этих странах. Заканчивается изучение темы уроком обобщения.
При таком дедуктивном построении программы и соответствующем учебнике перед учителем открываются возможности для широкого использования преобразующей и творческо-поисковой деятельности учащихся. Эти уровни деятельности в слабых классах могут сочетаться с воспроизводящей деятельностью.