Методическая литература
В дидактической и методической литературе проблема организации класса и организационной функции познавательных, других, в том числе домашних заданий, освещена достаточно полно. Познавательные задания основательно утвердились в качестве полноправного структурного компонента в школьных учебниках. Однако в педагогической практике они используются далеко не всеми учителями. И если используются, то не систематически. Задания все еще не превратились в инструмент организации активной познавательной деятельности учащихся, протекающей синхронно и во взаимосвязи с преподаванием предмета. Это приводит к тому, что часто ученики на уроках пребывают в роли пассивных слушателей, хотя их знания, взгляды и убеждения, познавательные умения и способности могут успешно формироваться и развиваться только в активной деятельности.
Наиболее важной в преподавании является информативная функция преподавания. От успешной ее реализации в преобладающей мере зависят качество исторического образования, коммунистического воспитания, развитие познавательных умений и способностей учащихся.
В методических пособиях учителя находят ответ на вопрос, что преподавать, какой исторический материал излагать на том или ином уроке истории Но не всегда они получают обоснованный совет, с помощью каких приемов и средств, как методически правильно излагать это содержание, как учить школьников приемам учения и познавательным умениям, чтобы ученики могли активно участвовать в преподавании истории учителем.
Эти и другие недостатки заметно ограничивают возможности информативной функции преподавания, что снижает качество обучения и воспитания учащихся на уроках истории.
Ниже основное место отводится характеристике приемов и средств преподавания различного по характеру исторического материала. Полагаем, что это поможет наметить пути преодоления указанных недостатков и повысить качество обучения истории.