Вымышленные сюжеты
Вымышленные сюжеты используются обычно в 5—6-х, а реальные в более старших классах.
Используя сюжетные диафильмы, имеющие вымышленную или реальную основу, московский учитель, кандидат педагогических наук Г. И. Годер конструирует свой рассказ с помощью рисунков и надписей на кадрах фильма. При этом надписи он не просто читает, подобно актеру, он лицедействует, «проигрывает» текст, углубляя интонациями характеристики действующих лиц диафильма.
Эмоциональный настрой сюжетного повествования и соответствующие изображения диафильмов вызывают у учащихся яркие сопереживания. Это содействует прочному усвоению воссоздаваемых образов и воспитанию учеников. Но в сюжетном повествовании передаются не только внешние, образно-эмоциональные стороны исторических событий и явлений, но и их внутренние, существенные признаки. Яркость рисунков и надписей диафильмов, усиленная образно-эмоциональным изложением учителя, часто мешает ученикам заметить существенное. Поэтому учителю важно дополнять сюжетное повествование элементами объяснения.
В отличие от сюжетного Образное повествование передает главные исторические факты и их существенные детали в спокойной, бесконфликтной, как правило, не эмоциональной, но образной форме. В образно-повествовательном историческом материале теоретических сведений обычно содержится больше, чем в сюжетно-повествовательном. Образное повествование нередко сочетается с графическими наглядными средствами.
В 8-м классе на уроке «Начало промышленного переворота в России» учитель знакомит учащихся с тремя этапами развития капитализма в текстильной промышленности России. Используя прием образного повествования, учитель рассказывает: «Недалеко от Москвы, во Владимирской губернии, раскинулись вотчины графа Шереметева: много сел — Иваново и другие. Здесь издавна, еще в XVII в., крестьяне ткали холсты, полотна».