Назревание революционной ситуации
Запоминать обозначенные в таблице даты не обязательно. Таблица должна показать, что в 30—40-х гг. XIX в. Россию потрясли мощные народные движения, которые свидетельствовали о кризисе в стране феодально-крепостнической системы.
Позже, рассказывая о назревании революционной ситуации перед реформой 1861 г., учитель снова обратится к таблице для подтверждения того факта, что уже с 30—40-х гг. XIX в. в стране наблюдалось повышение активности масс и назревал характерный для революционной ситуации «кризис низов».
Аналогичные табличные записи желательно проводить при изучении истории экономического развития изучаемой страны, революционных движений, культуры, военной истории и т. д.
Разновидностью табличных записей хронологических дат являются календари исторических событий. С помощью календарей учитель воспроизводит подробную хронику наиболее важных событий, подчеркивает динамизм, быстроту и напряженность действий их участников, подводит учеников к пониманию сущности изучаемых событий, запоминанию их датировки.
Каждый опытный учитель знает, что учащиеся, особенно в 5— 7-х классах, склонны относить события, изучаемые раньше, к более раннему, а изучаемые позже — к более позднему историческому времени, хотя в действительности те и другие происходили примерно одновременно. Составление синхронистических таблиц и последующее использование их при повторении учебного материала помогает ученикам избавиться от указанного недостатка, усваивать историю разных стран и народов как единый всемирно — исторический процесс.