Обязательное изложение
Одним из первых в советской методике А. И. Стражев обратил внимание на то, что в основе научной марксистской периодизации лежат Главные события, определяющие характерные черты развития общества в различные периоды и дающие возможность рассматривать отдельный период как ступень исторического развития.
Высказывания А. И. Стражева помогают отобрать для обязательного изложения и закрепления в памяти учащихся хронологические даты, которые локализуют во времени главные исторические факты, позволяют объяснить их взаимосвязь, причинность и объективную закономерность, знакомят учеников с научной периодизацией исторического процесса.
Излагая главные факты в наглядно-образной форме, опытный учитель старается по возможности Образно обозначить и их даты или характерные признаки времени года. Так, приступая к сюжетному повествованию о Ледовом побоище, учитель может начать свой рассказ стихотворными строками К. Симонова: «В субботу пятого апреля, сырой рассветною порой…» Описывая поле Куликово перед Мамаевым побоищем, можно отметить: «Леса, чуть тронутые золотом осени». День 9 января 1905 г. характеризуется такими временными признаками, как «морозное утро», «снег на площади окрасился кровью…».
Образное обозначение времени, созвучное картинному описанию местности или сюжетному повествованию о событии, является эффективным приемом конкретизации самих исторических событий. Этот прием помогает закрепить в памяти учеников даты и образы событий прошлого.
Конечно, далеко не все даты можно обозначить образно, хотя к этому важно стремиться. Когда это сделать нельзя, при изложении учебного материала учитель выделяет — Называет и записывает на доске — подлежащие запоминанию даты, включает их в домашние задания и повторяет с учениками, когда прорабатывается связанный с ним фактический материал. Работая так из урока в урок, учитель помогает учащимся создавать ассоциативные связи исторических фактов и их дат.