Родовой строй
В этом месте учащиеся обычно не дают учителю закончить. На основе имеющихся знаний они говорят, что у славян в те далекие времена существовал родовой строй. И учителю остается уточнить, что это была последняя стадия патриархально-родовых отношений
Как видно из примера, в индуктивном изложении обобщающая характеристика высвечивает в объясненном наиболее существенное, главное, что необходимо ученикам хорошо понять и усвоить. Но такое применение характеристики, как и в целом индуктивное изложение, мало вносит в развитие познавательных сил, в том числе исторического мышления учащихся. Поэтому при изучении типичных повторяющихся исторических фактов и процессов индуктивное применение обобщающих характеристик следует дополнять дедуктивным.
Дедуктивный подход позволяет использовать знакомое содержание обобщающих характеристик в качестве теоретического знания, которое помогает ученикам самостоятельно анализировать новые исторические факты и процессы, находить в них конкретные проявления существенных признаков и связей, зафиксированных в той или иной обобщающей характеристике.
Например, в курсе всеобщей истории при изучении Великой Французской буржуазной революции конца XVIII в. учащиеся индуктивным путем знакомятся с обобщающей ленинской характеристикой революционной ситуации.
Изучая в курсе отечественной истории внутреннюю обстановку в России в 50—60-х гг. XIX в., школьники вспоминают, что В. И. Ленин указывал следующие признаки революционной ситуации: «1) Невозможность для господствующих классов сохра — нить в неизмененном виде свое господство; тот или иной кризис „верхов”… 2) Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов. 3) Значительное повышение, в силу указанных причин, активности масс…»
Руководствуясь ленинской характеристикой, ученики самостоятельно анализируют факты, излагаемые учителем без объяснения.
В доступной форме прием обобщающей характеристики используется не только в старших, но также в младших и средних классах.