Создание сложных образов
Работа над созданием сложных образов наиболее важных исторических фактов требует тщательной обрисовки их материальной обстановки. Для этого также используется прием картинного описания и соответствующие ему средства обучения. Нередко подобные описания подготавливают учащихся к восприятию и усвоению содержания самих исторических фактов и прежде всего деятельности людей в описываемых условиях.
Чтобы подготовить учащихся к восприятию наиболее значительных событий, учитель включает в описание не один, а несколько образных фрагментов. В результате воссоздается широкая панорама исторической обстановки, которая подчеркивает размах и значение события, участие в нем больших масс людей.
Начиная урок «Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде», учитель словесно воссоздает следующую картину того времени:
«Вечер 24 октября. Моросит мелкий дождик. По Невскому, как обычно, ползут трамваи; на подножках и буферах виснут мужчины, женщины, подростки. Кое-где видны штабели дров. Это баррикады. Вот показались броневики. Поверх старых названий — «Рюрик», «Олег»—красными буквами выведено: «РСДРП». Стены домов заклеены воззваниями Временного правительства. На углу Садовой толпа окружила человека с газетой «Рабочий путь». На первой странице огромными буквами: «Вся власть Советам рабочих, солдат и крестьян! Мира, хлеба, земли!»
Центр восстания — Смольный — гудит, как огромный улей. Весь фасад его сверкает огнями. Сквозь мрак и тьму пустынных улиц со всех концов города подходят сюда отряды вооруженных рабочих. Среди них и молодежь, и пожилые люди. Многие сегодня впервые взяли винтовку в руки. В первых рядах рабочие-большевики.
На площади перед зданием горят костры. Встревоженно переговариваются группы красногвардейцев, солдат. Стоят наготове оседланные лошади, рядом разместились мотоциклы, автомобили, несколько броневиков; их двигатели заведены и работают. С тяжелым грохотом подвозят орудия. Вот, завывая сиреной, выполз из ворот огромный серый броневик; над его башенкой — красный флаг. Откуда-то поверх крыш доносятся звуки беглой ружейной перестрелки. У входа в Смольный — пулеметы, покрытые брезентом; извиваясь точно змеи, свисают патронные ленты. Патрули проверяют пропуска.
В гулких сводчатых коридорах Смольного — топот ног, лязг оружия. С грохотом везут пулеметы, непрерывным потоком идут люди. Рабочие в черных куртках, меховых шапках, кепках, шляпах. Матросы, увешанные гранатами, маузерами, пулеметными лентами, солдаты в серых шинелях и папахах.