Учительский опыт
Учительский опыт убедил И. И. Сукневич в том, что развитие конкретного и абстрактного мышления, воссоздающего и творческого воображения необходимо специально планировать и планомерно проводить, выделяя для работы даже внеурочное время. Она учила детей, как правильно анализировать, сравнивать, конкретизировать и обобщать образно изучаемые факты. В результате развитие познавательных возможностей четвероклассников продвигалось быстрее, чем без специального обучения приемам. Приведем фрагмент урока И. И. Сукневич, который показывает, как учительница в доступной форме создает у детей исторические образы и на их основе формируются относительно сложные понятия.
При характеристике приемов преподавания теоретического материала был приведен пример последовательного изложения учительницей Л. Т. Сенаторовой истории возникновения и деятельности первых рабовладельческих государств Древнего Востока и Древней Греции. По мере изучения этого материала существенные признаки рабовладельческих государств многократно обобщаются и конкретизируются, индуктивный подход в работе над понятием дополняется дедуктивным. Описанная работа строится в соответствии с логикой изложения учебного материала в учебнике 5-го класса.
Описанная работа позволяет учителю причины возникновения и существенные признаки Спартанского государства не объяснять. Предложив ученикам поисковое задание: «Подумайте, что было необходимо спартанцам для того, чтобы удержать свое господство над илотами»,— учитель излагает только факты.
Ученики, используя познавательный опыт и знания существенных признаков понятия, говорят, что для поддержания своего господства над илотами спартанцы создали государство. Свое умозаключение они подтверждают фактами, изложенными без объяснения учителем.